- Как заменить тормозные колодки дисковых тормозов
- Как продлить срок службы тормозных колодок
- Как поменять тормозные колодки на велосипеде?
- Кантилеверные тормоза
- Векторные тормоза («вибрейки»)
- Инструкция по настройке системы V- brake – в видео-обзоре:
- Как определить износ велосипедных колодок
- Принцип работы
- Замена ободных тормозных колодок на велосипеде
- Скрип – это повод менять колодки?
- Как узнать, что пора менять колодки?
- Ободные тормоза
- Преимущества и недостатки дисковых тормозов
- Недостатки
- Как самому поменять колодки на ободных тормозах велосипеда?
- В каких случаях нужно менять дисковые тормозные колодки?
Как заменить тормозные колодки дисковых тормозов
Процесс замены тормозных колодок показан для гидравлических дисковых тормозов Shimano, но процесс замены одинаков для большинства моделей основных брендов. Вам понадобятся следующие инструменты: острые плоскогубцы, чистая сухая ткань, спирт и гаечный ключ на 10 мм.
Снимаем колесо.
Для удобства всего процесса было бы неплохо, если бы кто-нибудь подержал байк.
Осмотрите тормозные колодки. Если их рабочая часть тоньше обычной десятицентовика, пора их сменить. Несвоевременная замена может повредить тормозной ротор. Будет еще хуже, если тормоза не будут работать должным образом на дороге.
Обычно колодки снимаются сверху или снизу суппорта. На фото показан шплинт, удерживающий весь механизм в рабочем положении, и хомут, фиксирующий тормозные колодки.
Возьмите остроконечные плоскогубцы, согните правую сторону шплинта и снимите его.
Вытащите зажим и снимите тормозные колодки.
Будьте осторожны при снятии старых подшипников; не пачкайте руки маслом. Важно не допускать попадания масла на новые детали. В этом случае очистите их денатурированным спиртом.
На фото вы можете увидеть все снятые детали; шплинт сломался при разборке. Постарайтесь этого избежать.
Чтобы облегчить установку новых тормозных колодок, увеличьте свободное пространство внутри суппорта. Возьмите гаечный ключ и вставьте его между поршнями механизма. Осторожно сдвиньте их, чтобы освободить как можно больше места.
Визуальное фото того, как это должно выглядеть. Теперь пора взять тряпку и немного денатурированного спирта. Очистите всю внутреннюю поверхность суппорта от грязи.
Присоедините новые тормозные колодки к зажиму так, чтобы все отверстия точно совпадали один к одному и образовывали единый непрерывный проход, в который вы можете легко вставить шплинт позже.
Вставьте зажимы во внутренний зазор тормоза так, чтобы монтажные отверстия находились внизу. Направьте детали внутрь под небольшим углом к себе.
Вставьте шплинт и загните конец. Установите колесо.
Теперь несколько раз затяните тормозной рычаг. Прокрутите колесо и убедитесь, что тормозные колодки не задевают тормозной ротор во время вращения. Если возникает трение, отцентрируйте колесо.
Процесс замены тормозных колодок зависит от типа тормозов, установленных на велосипеде, будь то механические или гидравлические тормоза. Поэтому обязательно прочтите инструкцию к тормозной системе вашего велосипеда.
Как продлить срок службы тормозных колодок
Как правило, тормозим. Некоторые рекомендуют время от времени менять накладки спереди на тыл и наоборот. Так что они изнашиваются более-менее равномерно.
также необходимо убедиться, что система идеально настроена (это касается любого типа тормоза). Бывает, что слетает настройка и какие-то блоки все время перекрывают круг. Так что на это нужно сразу обращать внимание. Это не только сильно затрудняет движение, но и такой ход просто «съедает» подшипники. Это может быть случай с дисковой системой. Проблема решается просто, с качественной регулировкой всех тормозов.
Как поменять тормозные колодки на велосипеде?
Недавно мы исследовали, как заменить тормозные тросы для улучшения тормозной способности. Однако нужно убедиться, что тормозные колодки в хорошем состоянии. Колодки часто изнашиваются, поэтому на этот раз мы поговорим о том, как их заменяют в обычных тормозных системах.
Чтобы определить, нужно ли заменять тормозные колодки, проверьте, исчезли ли зазубрины на резине. Если вы не меняли прокладки пару лет, возможно, стоит сделать это сейчас. А если вы забрали свой старый байк из гаража, его стоит заменить, так как резина время от времени может высыхать. Сами картриджи заменить несложно, но установка их в правильное положение требует много времени и усилий.
Кантилеверные тормоза
Этот тип тормоза самый простой в обращении. Используйте шестигранный ключ, чтобы закрепить рым-болт. Затем гаечным ключом открутите гайку сзади. Не снимайте его полностью, а просто ослабьте для достаточного движения механизма.
Выньте старую колодку и вставьте новую. Поместите его возле обода колеса и затяните гайку так, чтобы она свободно удерживала блок. Точная настройка может быть произведена позже. Повторите процесс с другой стороной обуви.
Теперь перейдем к настройке консольных тормозов. Если у вас есть подвесные тормоза с проволочным приводом, снимите стопорный болт. Вытяните или ослабьте кабель, пока он не окажется под прямым углом. Другой тип — кабель с двумя расходящимися стержнями. Его регулировка осуществляется регулировкой высоты стяжки и длины боковых штанг. Как и в предыдущем случае, необходимо получить прямой угол между стержнями.
Прижмите каждый блок к ободу колеса. Обувь не должна касаться шины (как показано на фото выше), она должна точно совпадать с ободом. Если требуется точная регулировка, ослабьте гайку на задней части обуви и сдвиньте ее вверх или вниз.
После повторной затяжки всех креплений проверьте подушку на неподвижность. Нажмите на ручку, чтобы проверить тормоза. Также поверните колесо, чтобы убедиться, что между колодкой и ободом достаточно места и они не соприкасаются друг с другом.
Векторные тормоза («вибрейки»)
Вибраторы и мини-вибраторы обычно используются на горных и гибридных велосипедах. Хотя их легко заменить, точная регулировка сложнее и может занять больше времени. Для этого вам понадобится пара новых колодок, идентичных старым, и шестигранный ключ.
Откручиваем болты крепления колодки. Снимите их вместе с шайбами. Рекомендуется поставлять новые колодки с инструкциями по установке, поскольку процесс установки может незначительно отличаться от велосипеда к велосипеду. Однако понять принцип установки можно на примере старых колодок. При установке нового башмака устанавливайте шайбы в правильном порядке. Затем слегка затяните гайки шестигранником, чтобы можно было свободно регулировать тормоза.
Установите блок так, чтобы он не касался шины и не соскальзывал с края обода при торможении. Обувь должна прилегать к ободу под прямым углом по горизонтальной оси.
Может нужно сделать что-то вроде «конвергенции». То есть передний край колодки должен быть немного ближе к ободу, чем задний. Это поможет избежать скрежета при торможении. Однако не все колебания нуждаются в сближении. Чтобы определить, нужно ли вам тормозить, просто прокатитесь на велосипеде и опробуйте его. Чтобы освободить колодки, слегка нажмите на передний край и затяните болты.
Наконец затяните гайки. Этот процесс может быть несколько сложным, так как башмак может двигаться, когда гайка затягивается. Держите его другой рукой. Проверить крепление на затяжку. Если замок можно повернуть вручную, гайку необходимо затянуть.
При установке новых тормозных колодок вам, вероятно, потребуется отрегулировать натяжение троса, чтобы колесо могло свободно вращаться, не касаясь колодки. Как правило, расстояние между ободком и обувью должно составлять 2-3 мм. Если требуется небольшая регулировка, просто поверните регулировочный барабан. Для дальнейшей регулировки может потребоваться ослабление винта разгрузки от натяжения. Регулировку необходимо производить таким образом, чтобы при наполовину нажатых тормозных рычагах тормоза включались полностью.
Если требуется дополнительная регулировка, ослабьте регулировочный винт, а затем ослабьте или затяните трос. После затяжки винта убедитесь, что колесо вращается и не касается колодки. Также проверьте требуемую реакцию на давление рычагов.
Инструкция по настройке системы V- brake – в видео-обзоре:
Как определить износ велосипедных колодок
Дело в том, что перед заменой лучше проверить тормозные колодки на износ. Вдруг они все еще подходят для такой службы. Как правило, хорошие производители делают на своей продукции специальные насечки, которые помогают определить износ системы. Когда накладки изношены настолько, что самих порезов больше не будет видно, это признак того, что пора их сменить. Но перед заменой изношенного элемента необходимо задать вопрос: «Что влияет на их долговечность?».
Во-первых, на продолжительность влияет количество километров и стиль вождения. Все понятно, чем больше гонишь, тем больше рвутся колодки. Сравните человека, который любит простые неспешные прогулки по родному городу, или велосипедиста, который не может жить без стремительного спуска с горы и активного катания на педалях по лесным тропинкам. Так что от стиля вождения тоже многое зависит.
На самом деле, эти советы по продлению срока службы тормозной резины нужны только тем, кто серьезно относится к велоспорту, или очень увлеченным людям. Дело в том, что хорошие тормозные колодки живут в среднем пятнадцать тысяч километров, а некоторые даже больше тридцати тысяч километров. Обычным людям теперь казалось, что произошла какая-то ошибка, но нет. Фактически, для любителя это всего лишь пара сезонов езды на велосипеде. Но даже нормальным людям, которые любят гулять по выходным на природе, эти узлы приходится заменять, но не потому, что они так много путешествуют. Как правило, новички допускают ошибки, которые приводят к быстрому износу тормозной поверхности. Можно ли как можно реже менять колодки? Ответ положительный.
Принцип работы
Дисковые тормоза традиционно устанавливаются с левой стороны мотоцикла. Некоторые велосипеды имеют два дисковых тормоза, по одному с каждой стороны переднего колеса, но в этом случае дополнительный вес может быть нежелательным. Односторонний монтаж вызывает несбалансированную нагрузку на штекер, что может привести к проблемам при обращении и безопасности. Нагрузка на вилку велика, поскольку тормозной момент воспринимается на относительно небольшом расстоянии от ступицы. Как уже отмечалось, дисковый тормоз переднего суппорта в нормальном положении за левой ножкой вилки оказывает сильное усилие, выталкивая ось ступицы из дропаута. Попеременная сила, направленная вверх от веса и сила вниз от тормоза, может ослабить быстрое отпускание передней ступицы.
Вилка передней подвески и дисковый тормоз работают хорошо, потому что вилка должна иметь ползунки большого диаметра (нижняя часть каждого лезвия вилки), а левый ползун может легко передавать нагрузку от дискового тормоза. Тем не менее, боковая передняя ступица (такая, в которой ось устанавливается в отверстиях, а не в пазах) по-прежнему требуется, чтобы избежать возможности потери переднего колеса.
Замена ободных тормозных колодок на велосипеде
Со временем подшипники обода (как и любой другой части велосипеда) выходят из строя. И любой уважающий себя велосипедный энтузиаст, не говоря уже о профессионалах, должен иметь возможность заменить их. К тому же с V-образными тормозами это сделать несложно, главное делать все медленно, строго соблюдая технологические этапы в необходимой последовательности:
- Открыть тормоз — соединить его рычаги и вынуть железный наконечник «рубашки» из образовавшегося паза (из него выходит трос).
- Снимите старые подшипники, запомнив последовательность использования крепежа.
- Установите новые колодки, последовательно собирая все монтажные шайбы и шайбы.
С картриджными подшипниками это еще проще! Необходимо только заменить резиновые уплотнители: снять стопорный штифт, вынуть старый и вставить новый, затем зафиксировать тем же (или новым) шплинтом.
Будьте осторожны при замене колодок V-образного тормоза, они могут быть левыми или правыми (метки находятся прямо на колодках). Так что ни в коем случае нельзя их путать.
К тому же недостаточно просто поменять колодки, нужно их еще и отрегулировать. А перед этим проверьте тормозной трос на износ или поломку. Он должен быть абсолютно целым и легко перемещаться в «рубашке». Также необходимо проверить форму колес, чтобы не было «восьмерок».
Тормозные колодки должны быть плотно прижаты к ободу. А давление можно регулировать (настраивать) с помощью застежек для обуви. Получить нужный угол легко, если вы нажмете тормоз и ослабите гайку на каждой колодке.
Колодки картриджа V-Brake должны располагаться строго горизонтально, касаясь всей поверхности обода, но не касаясь шины. А при достижении необходимого положения следует зафиксировать гайкой для обуви. Что касается обычных тормозных колодок, то задняя часть колодок сначала должна соприкасаться с ободом в горизонтальном направлении.
В процессе настройки также необходимо убедиться, что тормозные рычаги сходятся одинаково. Регулировка положения возможна с помощью винта натяжения пружины Phillips. Если рычаг еле движется, нужно затянуть винт, а когда рычаг движется слишком легко, открутите его.
Скрип – это повод менять колодки?
Выравнивать фактический износ стоит только в том случае, если тормозная система не обнаруживает признаков неисправности. Что это за симптомы? В основном это отсутствие скрипов и изменения тормозного усилия. Однако нельзя заострять внимание только на хрусте — этот признак обманчив.
Вибрация — основная причина скрипа. Последнее может быть результатом прерывистого прилипания колодки к диску / ободу или его расшатывания. Принимая во внимание эти факты, можно выделить несколько причин для свиста тормозов велосипеда:
- Некачественный фрикционный материал. Прокладки низкого качества при стирке оставляют пыль. Оседая на рабочей поверхности колодок и диска, он способствует образованию твердого слоя, который со скрипом течет. С покупкой достойных колодок лучше не затягивать, но в качестве временного решения можно рассмотреть возможность очистки контактных поверхностей мелкозернистой («нулевой») наждачной бумагой»).
- Смещенные колодки. Чаще это происходит на гидравлических дисковых тормозах из-за засорения суппорта — поршни, которые перемещают тормозные колодки, могут заклинивать. В этих случаях переборка машины помогает с одновременной заменой манжет.
- Низкая жесткость системы. Наверняка многие сталкивались с ситуацией, когда передний тормоз работает четко и бесшумно, а задний скрипит и раздражает ненадежным поведением. Как правило, это типично для статей бюджета, которые не лишены структурных ошибок. Замена колодок здесь не всегда дает результат: требуется полная замена системы альтернативными комплектующими более высокого класса.
Стоит отметить, что свист при торможении в дождь присущ даже приличным тормозным системам. Конечно, продвинутые компоненты имеют более низкую амплитуду звука, но это не должно быть единственной причиной для перехода на них, особенно когда работа сухого тормоза не вызывает никаких проблем.
Как узнать, что пора менять колодки?
Не ждите, пока остановить мотоцикл станет труднее. Лучше всего заранее осмотреть колодки. По их внешнему виду станет понятно, что срок их службы закончился.
Производители сознательно делают их поверхность неровной, оборудовав ее выступами или шипами.
Чем чаще их отменяют, тем ближе момент, когда они перестанут выполнять возложенные на них функции.
Процесс замены колодок для разных типов тормозных систем неодинаков. Однако никаких сложностей возникнуть не должно даже у тех, кто никогда раньше не менял их самостоятельно.
Ободные тормоза
Здесь устройство немного проще. Роль суппорта выполняют два рычага, которые блокируют тормозные колодки, тем самым останавливая колесо.
Преимущества и недостатки дисковых тормозов
Как и у любой конструкции, у дисковых тормозов есть свои плюсы и минусы. Из плюсов стоит отметить следующие:
- Дисковые тормоза с большими роторами надежны.
- Уменьшение рычага с более высокими дисковыми тормозами.
- Дисковые тормоза не должны изгибаться над шиной, поэтому для широких шин не требуется никаких компромиссов в конструкции.
- На них мало влияет влажность.
- Они не забиваются грязью и снегом.
- Не повреждается обод.
- Тормозные колодки не повредят шину или не проваливаются под обод без блокировки колеса.
- Внешне к ступице не предъявляют особых требований к смазке, что предотвращает перегрев ступицы на длинных крутых спусках.
- Он рассеивает тепло без перегрева шины, что особенно важно при использовании в качестве тормоза для скоростного спуска или грузового велосипеда.
- У них нет колесных дисков, что важно при движении по песку и грязи, или с колесами из композитного углеродного волокна. Они не оставляют черной пыли (частиц износа) на колесах из алюминиевого сплава, что делает работу с запасными частями безупречной.
- Допускаются модификации, которые не работают с ободными тормозами, например светоотражающая лента по бокам обода, цепи противоскольжения, намотанные на обод и шины.
- Позволяет переключать колеса с разными размерами обода на одну и ту же раму, поэтому вы можете переключаться с тонких дорожных шин на грубые внедорожные шины, сохраняя при этом ту же высоту каретки.
- Гидравлические дисковые тормоза устраняют «липкость» трения троса.
- Некоторые дисковые тормоза с гидравлическим приводом саморегулируются, чтобы компенсировать износ ротора.
- Ротор можно легко заменить, если он изношен или поврежден. Адаптеры позволяют заменять большинство суппортов, даже если они сняты с производства.
- На некоторых велосипедных рамах необходимо использовать ободные тормоза, так как нет предустановок для установки ободных тормозов.
Недостатки
Тормозные колодки также имеют свои недостатки в виде:
- Передний дисковый тормоз очень сильно давит на лезвие передней вилки, поэтому требуется более прочная и тяжелая вилка, что приводит к интенсивной безвилочной езде.
- Для дисковых тормозов требуется специальное оборудование на раме и вилке, а также специальные ступицы.
- Суппорт переднего дискового тормоза за вилками создает мощное усилие, ослабляющее быстродействие и вытаскивающее колесо из вилки. Чтобы решить эту проблему, вам понадобится специальная ступица и вилка с отверстием, а не прорезь для оси.
- Дисковые тормоза и связанные с ними детали, как правило, делают велосипед тяжелее, чем просто ободной тормоз.
- Эти тормоза сложнее, дороже и труднее в обслуживании, чем ободные или барабанные. Особенно это касается гидравлических дисковых тормозов, которые являются наиболее эффективными.
- Этот тип тормоза ограничивает свободу движения ступицы вправо или влево, переставляя проставки на оси, поскольку это изменяет положение ротора. Датчик необходимо переместить на такую же величину. Колесо и раму нельзя заменить другими.
- Дисковые тормоза могут задевать багажник на крыше и крылья.
- Это может предотвратить быструю замену колес при необходимости велосипедистами.
- Тормозной диск с держателем велосипеда уязвим и легко гнется. У других ступичных тормозов такой слабости нет.
Как самому поменять колодки на ободных тормозах велосипеда?
Если специальные тросы проходят от тормозного рычага на руле к колесам, велосипед имеет ободную тормозную систему. Он может быть нескольких видов, каждый из которых требует своего подхода в работе.
- v-brake Для начала нужно собрать все рычаги. В результате образуется бороздка, из которой необходимо извлечь кончик «рубашки». Определить его просто: именно из него выходит кабель. Затем снимите старые подшипники, осторожно сняв крепежи и поставив на их место новые, тщательно их зафиксировав.
Иногда колодки этого типа бывают «универсальными», то есть левыми и правыми. Производители обычно указывают это прямо на деталях. При их установке следует быть немного внимательнее.
- Тип картриджа. Здесь меняют только резиновые уплотнители. Для этого снимите шплинт, фиксирующий колодки, затем выполните простую процедуру, чтобы удалить изношенную прокладку и установить новую в свободное пространство.
В каких случаях нужно менять дисковые тормозные колодки?
Важно правильно выбрать время, когда колодки нужно заменить.
Среди особенностей выделим следующие:
- Большинство версий могут длиться не более 15 тысяч километров.
- Дорогие конструкции служат около 30 тысяч километров за счет использования специальных сплавов.
Приведенная выше информация делает важным отслеживать свой пробег.
Скорость износа зависит от следующих моментов:
- Стиль вождения. Сложные подъемы и спуски негативно сказываются на сроке службы тормозной системы.
- Внешнее влияние. Удары и другие удары могут вызвать дефекты, сокращающие срок службы.
- Неправильная настройка прибора также отрицательно сказывается на состоянии электродов.
Визуальный осмотр позволяет определить состояние электродов. Производители специально наносят на поверхность сложный узор, что является определяющим фактором.