Виды тормозов на велосипеде: принцип работы калипера

Содержание
  1. Терминология
  2. Ободные тормоза
  3. Кантилеверные тормоза
  4. Клещевые тормоза
  5. V-brake тормоза
  6. Дисковые тормоза
  7. Плюсы и минусы систем ободных тормозов в целом:
  8. На сегодняшний день различают следующие модели ободных тормозных систем:
  9. Устройство V-brake
  10. Специфика конструкции дисковых тормозов
  11. Колодки
  12. Калипер
  13. Так какие же тормоза выбрать?
  14. Преимущества гидравлических тормозов перед механическими
  15. Стремянные тормоза
  16. Дисковые тормоза — улучшение эффективности работы на практике
  17. Барабанные тормоза
  18. Проводим настройку дисковых механических тормозов на велосипеде
  19. Устройство механического дискового тормоза:
  20. Ленточные тормоза
  21. Как настроить дисковые механические тормоза велосипеда
  22. Задний дисковый тормоз
  23. Непосредственный шинный тормоз
  24. Передний дисковый тормоз
  25. Виды
  26. Тормоза на велосипеде — принципы торможения
  27. Роллерные тормоза
  28. Преимущества роллерных тормозов
  29. Недостатки роллерных тормозов
  30. Производители и ориентировочная стоимость дисковых тормозов
  31. Принцип работы дисковых тормозов
  32. Гидравлический дисковый тормоз
  33. Что желательно сделать перед регулировкой тормозов
  34. Проверить ротор
  35. Проверить колодки
  36. Проверить состояние тросиков и рубашек
  37. Проверить состояние гидролинии на предмет утечек
  38. Удалить грязь и масло с тормозных колодок и ротора
  39. Проверить правильность установки колеса
  40. Основные признаки неисправностей велосипедных тормозов
  41. Причины посторонних звуков дисковых тормозов

Терминология

В этом обзоре будут рассмотрены основные типы тормозных систем. Но чтобы понять присущие им преимущества и недостатки, некоторые термины следует уточнить заранее.

Наиболее важным критерием эффективности тормозной системы является ее модуляция. Этот термин отражает способность транспортного средства изменять величину тормозного усилия в зависимости от уровня давления на тормозной рычаг. Далее следует тормозной путь, который не требует подробного объяснения.

Эффективность торможения означает способность тормозов работать в различных погодных условиях (снег, дождь, мороз). Уровень надежности — это способность тормозной системы работать в тяжелых условиях эксплуатации. Например, при походах по горным перевалам, под воздействием экстремальных нагрузок, после погружений в грязь и так далее.

И последний термин, который будет использоваться для описания тормозных систем, требует технического обслуживания. Имеется в виду, как часто владельцам двухколесных транспортных средств придется менять комплектующие, периодически настраивать систему, а также регулировать ее работу.

Это интересно: что такое велосипедная стойка, какие бывают разновидности, положительные и отрицательные стороны устройства, где ее лучше установить — разберемся вместе

Ободные тормоза

На сегодняшний день это самый популярный вид тормозов. Принцип их действия заключается в следующем: при приложении усилия, которое передается по тросу на тормозные рычаги, тормозные колодки на тормозных рычагах плотно прилегают к ободу, что обеспечивает торможение. Ободные тормоза доступны в консольных версиях, суппортах и ​​V-образных тормозах.

Кантилеверные тормоза

Их механизм состоит из двух рычагов с тормозными колодками, прикрепленными к пальцам вилки. С помощью пары стержней трос перемещает рычаги, после чего происходит торможение. Этот механизм прост и надежен, но встречается все реже. Его заменяют другие типы тормозов с более эффективным тормозным действием.

Клещевые тормоза

Чаще всего используются на шоссейных велосипедах, но постепенно заменяются другими типами тормозов. Название тормозов многое говорит о его конструкции: тормозные колодки прижимаются к ободу изогнутыми рычагами, которые выглядят как суппорты. Тормоза с суппортом доступны на мотоциклах Forward Indie 1.0 и Forward Indie 2.0.

V-brake тормоза

V-образные тормоза применяются так же, как и консольные тормоза. Тормозной трос проходит сбоку вверх от тормозного рычага. Рычаг тормоза сжимает обе части тормоза с патронными накладками. Эта система параллельного прессования колодок обеспечивает эффективное торможение. Кроме того, картриджные тормозные колодки можно легко заменить с помощью обычного шестигранника. На данный момент этот вид тормозов самый распространенный. Используется практически на всех типах велосипедов. Например:

— турист: Форвард Йорк 1.0
— горный хардтейл: Форвард Quadro 1.0
— двойная горная подвеска: Forward Terra 1.0
— гибрид: Форвард Рокфорд 1.0
— городской: Форвард Enigma 2.0

Поскольку V-образные тормоза являются наиболее распространенным типом ободных тормозов, стоит рассмотреть их достоинства и недостатки отдельно.

Преимущества Недостатки
  • Простая и эффективная конструкция с хорошей тормозной способностью.
  • Легче по сравнению с дисковыми или барабанными тормозами.
  • Низкая цена.
  • Снижение эффективности торможения при попадании влаги или грязи на диски и тормозные колодки.
  • Ускорение износа обода и тормозных колодок из-за повышенного трения от грязи и песка.
  • Широкие шины нельзя использовать с V-образными тормозами.

Дисковые тормоза

Дисковый тормоз на переднее колесо

Дисковый тормоз — это комбинация стального диска, расположенного на ступице велосипедного колеса, обычно с левой стороны, и устройства, сжимающего этот диск тормозными колодками — суппорта. Тормозное усилие передается от тормозного рычага по тросу (механические дисковые тормоза) или по гидравлической магистрали (гидравлические дисковые тормоза).

  • Типы дисковых тормозов:
    • Механик. Тормозное усилие передается тросом в оболочке;
    • Водопроводчик. Тормозное усилие передается жидкостью по гидравлической линии.
    • Тормоза механико-гидравлические. Гидравлический захват управляется тросом.
  • Преимущества дисковых тормозов:
    1. Дисковые тормоза меньше забиваются при движении, так как расположены ближе к центру колеса, работают в грязи, на снегу;
    2. Позволяет регулировать тормозное усилие более плавно, чем на ободе. Другими словами, у них лучшая модуляция;
    3. Может использоваться с колесами со слегка изогнутой геометрией, «восьмерка» не влияет на тормоза;
    4. Дисковые тормоза редко требуют помощи;
    5. Не изнашивает круг.
  • Недостатки дисковых тормозов:
    1. Из-за того, что нагрузка прилагается к центру колеса, увеличивается нагрузка на спицы и ступицу, а также на вилку, удерживающую колесо;
    2. Обслуживание дисковых тормозов намного сложнее, чем у других типов. Для «прокачки» гидравлических тормозов требуется специальное оборудование. Ремонт в полевых условиях требует большого опыта, но многие запчасти можно найти в обычном автомагазине. Но в основном это касается гидравлических дисковых тормозов;
    3. Дисковый тормоз тяжелее ободного тормоза. Важен в некоторых дисциплинах;
    4. Цена выше, чем ободные тормоза;
    5. Не все модели лучше хороших ободных тормозов по более высокой цене;
    6. Попадание масла в диск снижает эффективность торможения (существует способ удаления масла прокаливанием с длительным торможением);
    7. Суппорт заднего дискового тормоза может мешать установке багажника (зависит от рамы, суппорта и геометрии багажника).

Во многих механических дисковых тормозах движется только одна колодка, а другая прикреплена к раме. Это упрощает и снижает стоимость суппорта, но требует затягивания неподвижной колодки по мере износа.

Стандартные размеры тормозного диска: 140, 160, 180, 185, 203, 220 мм.

Плюсы и минусы систем ободных тормозов в целом:

Преимущества:

  • к ободу прилагаются тормозные силы, снижающие нагрузку на спицы и ступицу;
  • меньше тепла, чем дисковые тормоза;
  • относительная простота настройки;
  • небольшая масса;
  • относительно невысокая цена.

Недостатки:

  • мгновенное снижение КПД при попадании на обод снега, воды, грязи, масла, но специальные насечки для удаления влаги частично решают эту проблему;
  • зависимость эффективности торможения от геометрии колеса;
  • необходимость частой замены колодок;
  • невозможность интеграции со многими рамками и вилками;
  • быстрый износ обода из-за трения о колодки.

V-образные изломы могут сократить срок службы рамы, а гидравлические ободные тормоза могут просто порвать перо или опору при резком торможении. В зависимости от того, как расположены тормоза на конкретном велосипеде, колодки могут быть выполнены из разных типов резины, а их крепления — из металла.

дисковое тормозное устройство

На сегодняшний день различают следующие модели ободных тормозных систем:

  • Механика (клиновой тормоз, зажим и консоль);

  • Водопроводчик.

Наиболее распространены модели с V-образным тормозом. Их название отражает V-образную опору для рук.

Устройство V-brake

Тормоза с суппортом имеют U-образное крепление на рычаге. Консольные системы устанавливаются в основном на велосипедах для велокросса, подверженных воздействию массивной грязи.

Гидравлические тормозные системы для передачи тормозной жидкости по гидравлической линии от ручки к тормозным колодкам.

Предлагаем вам ознакомиться с небольшой видеоинструкцией по настройке V-brakes.

Специфика конструкции дисковых тормозов

Технические характеристикиРазные типы моделей велосипедов комплектуются дисками разного размера — от 140 до 220 мм. По мере увеличения размера диска эффективность торможения увеличивается. Однако установка дисковых тормозов большего диаметра не всегда целесообразна. Например, для горного велосипеда, предназначенного для лесных поездок, достаточно дисков 160-180 мм. Отлично подходит для фрирайда, нужны диски 180-185 мм. Если мы говорим о спуске (спуске с горы), то требуются винты диаметром 200-220 мм. Если вы хотите установить систему с большим ротором, вам необходимо заменить колесо на колесо с более прочными спицами.

Колодки

КолодкиЧто касается абразивного материала для изготовления тормозных колодок, то они могут быть органическими или металлизированными.

Контактная поверхность колодок металлизированного типа изготовлена ​​из сплава металлической опилки с углеродом. Основным недостатком металлизированных колодок является то, что они нагревают суппорт за счет трения. Это может повредить сантехнику. Но сам материал колодок прочный, прочный, и превосходный контакт даже с мокрыми дисками просто фантастический.

Натирающая поверхность листов органического материала представляет собой смесь целлюлозы и резины. Теплопроводность у этого типа материала очень плохая, поэтому при торможении устройства нагреваются только диски. Плюсы: отсутствие скрипа байка при торможении и быстрое шлифование колодок. Однако устройства из целлюлозно-резинового материала быстро изнашиваются.

Калипер

КалибрПринцип действия гидравлического зажима для велосипеда аналогичен принципу зажима для мотоцикла и автомобиля, только в меньших размерах. Конструктивно гидравлический суппорт состоит из литого металлического корпуса с поршнем с одной стороны и гидрозамком с другой. Тормозная жидкость перемещает поршень, который, в свою очередь, перемещает колодку. В результате диск захвачен.

Конструкция механического велосипедного суппорта немного отличается. По сути, механический суппорт — это кулачковый механизм. Внешне он снабжен рычагом, к которому крепится трос. Импульс от ручки к поршню передается через клин, кулачок или многозаходный винт. В этом случае плоскости движения башмаков и рычага перпендикулярны друг другу.

Так какие же тормоза выбрать?

Какие тормоза лучше — ободные или дисковые — зависит от цены, назначения велосипеда и условий эксплуатации. На бюджетных моделях устанавливаются ободные тормоза, на более дорогих — дисковые. Сверхсложные велосипеды оснащены гидравлической системой. Там, где исключен экстрим и важна скорость, подходят V-образные тормоза, для нестандартных поездок безопаснее покупать велосипед с дисковыми тормозами.

Преимущества гидравлических тормозов перед механическими

У них лучшая модуляция. Как вы знаете, механические тормоза используют трос для передачи движения от ручки к приводу. Кабель, особенно если он не смазан, трется, проходя по сетке. Жидкость в гидравлических тормозных магистралях движется без ощутимого сопротивления, поэтому гидравлические дисковые тормоза позволяют тормозить одним пальцем на рукоятке.

Тормозные колодки сжимаются с большей силой. Тормозная жидкость в гидравлических линиях фактически не сжимается, если она не закипает. Учитывая, что трос, даже толстый, обязательно растянется, если надавить на ручку с большим усилием.

Подушечки отпускаются быстрее. Гидравлика имеет меньше механических частей, трущихся внутри суппорта. В гидравлических тормозах, особенно с маслом в гидравлических линиях, поршни суппортов хорошо смазываются тормозной жидкостью.

Стремянные тормоза

В настоящее время они вышли из употребления из-за конструктивных трудностей и связанных с ними недостатков регулировки высоты руля направления. Их можно встретить только на старых велосипедах, произведенных в СССР до 1960-х годов, Китае, Индии и Пакистане.

Дисковые тормоза — улучшение эффективности работы на практике

При настройке дисковых тормозов важно иметь адекватные ожидания, то есть очень желательно испытать, как работают аналогичные тормоза. Без возможности сравнения сложно правильно отрегулировать дисковые тормоза.

Базовый список начальных действий:

  • Проверить совместимость тормозов и тормозных рычагов, бывает, что продавцы или производители поставляют условно совместимые комплектующие;
  • Проверьте все настройки тормозов и тормозных рычагов, возможно, в велосервисе. Тормозная система также включает тормозные тросы и кожухи.

Далее необходимо понять, возможно ли в принципе улучшить работу этих тормозов до необходимого уровня торможения в текущей конфигурации. Если есть возможность, то поменяйте тормозные колодки, если не поможет, поменяйте тормозные диски, возможно увеличив их диаметр. Кроме того, уже необходимо учитывать другие тормоза и тормозные рычаги. Как правило, смена колодок дает о себе знать, кроме того, важно понимать, что на шлифовку роторов и колодок нужно время.

Барабанные тормоза

Разъемная тормозная втулка

Втулка односкоростная типа Торпеда в разобранном виде (от мотоцикла ММВЗ):
1. Ось;
2. Конус правильный;
3. Звездочка;
4. Пыльники;
5. Ослабленные шариковые подшипники;
6. Главный конус;
7. Тормозной конус;
8. Пружинные тормозные колодки;
9. Конус оставлен;
10. Тормозной рычаг

Втулка такая же, только в сборе:
1. Ось;
2. Крепежные гайки;
3. Конус правильный;
4. Главная звездочка;
5. Задний сайлентблок (тормозной барабан);
6. Конус оставлен;
7. Тормозной рычаг;
8. Зажим;
9. Стиральная машина с усиками;
10. Гайка шлицевая

Тормозной механизм расположен в ступице заднего колеса, при этом сама ступица или ее особая часть представляет собой барабан, а тормозные колодки внутри при торможении расширяются и блокируют тормозной барабан. Они могут быть как ручными, так и ножными. В настоящее время ручные барабанные тормоза практически вытесняются из-за их большой массы и экстравагантности; Барабанные тормоза с ножным приводом все еще используются в одноступенчатых или планетарных шоссейных и городских велосипедах.

  • Барабанные тормоза делятся на:
    • Барабанные тормоза с ручным управлением, тормозное усилие передается по тросу;
    • Ножные барабанные тормоза (ножные тормоза) применяются при вращении педалей в противоположном направлении.
  • Преимущества барабанных тормозов:
    1. Низкие эксплуатационные расходы и неприхотливость. Услуга довольно редкая, хотя требует определенных навыков;
    2. Торможение устойчиво к воде, грязи, снегу, маслу и погодным условиям;
    3. Отсутствие износа обода;
    4. возможна езда с криволинейной геометрией колес («восьмерка»)
  • Недостатки барабанных тормозов:
    1. Педальные барабанные тормоза несовместимы с велосипедом с «классическим» внешним переключателем. Подходит только для односкоростных велосипедов и велосипедов с внутренним планетарным переключателем. Относится только к ножным тормозам;
    2. Как правило, невысокое тормозное усилие;
    3. Большая масса;
    4. Они могут перегреться при длительном спуске с горы;
    5. Аварийное торможение возможно только в том случае, если шатуны выровнены параллельно дороге. Иначе быстро затормозить не получится. Относится только к ножным тормозам;
    6. При ножном тормозе и отсутствии дополнительного ручного тормоза в случае падения цепи велосипедист полностью лишается возможности тормозить (и даже ускоряться соответственно), что может быть опасно;
    7. Ножные барабанные тормоза можно установить только на направляющую, то есть на заднее колесо, и поэтому часто дополняются ободным тормозом;
    8. Затруднение маневрирования в условиях чередования «газа» и «тормоза» (педальные тормоза);
    9. Это создает значительную нагрузку на спицы и ступицу во время торможения.

3-ступенчатая планетарная втулка с ножным тормозом

Проводим настройку дисковых механических тормозов на велосипеде

В случае выхода из строя одного из элементов тормозной системы, что вызывает необходимость его замены, необходимо внести изменения. Есть несколько последовательных шагов, которые помогут вам эффективно и быстро справиться с этой задачей:

  1. Проверяем все крепежи (болты). Если один или несколько из них плохо прикручены, они теряют свое функциональное назначение.
  2. Откручиваем (не полностью, а только для ослабления крепления) стопорную гайку, после чего затягиваем регулятор натяжения троса на руле. Приводим стопорную гайку в предыдущее положение (фиксируем). С регулировкой, расположенной на суппорте, проделываем те же действия. Ослабив фиксатор, потяните за кабель рукой. Когда будет достигнуто необходимое натяжение, снова прикручиваем крепеж.
  3. Разбираем машину.
  4. Как известно, одна из подушечек неподвижна, а другая — наоборот. Важно обеспечить одинаковое расстояние от центра паза суппорта для правильного позиционирования ротора. Фиксированный замок регулируется контргайкой. Ослабив его, вы можете изменить положение элемента по мере необходимости. Подвижный замок регулируется поворотом регулятора натяжения троса на захвате. Дойдя до нужной позиции, фиксируем нестатический блок.
  5. Регулируем суппорт. Он должен быть совмещен с ротором.

Все готово. Часто бывает, что ротор все еще трется о блок во время движения. Это неудивительно, ведь точно выровнять сами колодки не всегда получается. Определите, какой из них не был закреплен должным образом (просто толкните велосипед, и вы увидите, этого будет достаточно) и отрегулируйте желаемый, как описано в инструкциях выше. Но иногда причиной трения является деформация ротора. Для этого его необходимо выровнять. Если дефекты слишком серьезные, лучше их заменить.

Устройство механического дискового тормоза:

Все существующие сегодня дисковые тормозные системы можно разделить на несколько категорий:

  1. Водопроводчик;
  2. Механик.

Ленточные тормоза

Ленточный тормоз — это лента, которая наматывается на тормозной барабан, прикрепленный к оси вращающегося колеса. Торможение происходит при натяжении тормозного троса, который протягивает тормозную ленту через рычаг. Внедрение ленточных тормозов на велосипедах датируется 1884 годом. Ленточные тормоза все еще производятся.

Для установки ленточных тормозов используются специальные втулки, например, многоскоростные SX-RB3 и TS-RB3 2016-2017 модельного года производства Sturmey-Archer.

Как настроить дисковые механические тормоза велосипеда

Регулировку дисковой механики необходимо проводить: после установки новых колодок, троса, ротора или других компонентов тормоза; если ротор трется об колодки; когда необходимо исключить большой ход тормозного рычага и т д

  1. Проверяем затяжку болтовых соединений в точках крепления переходника к раме и ротора к втулке.
  2. Ослабьте контргайку и затяните регулятор натяжения троса на руле до упора менее чем на 1-1,5 оборота. Затем затяните контргайку. То же самое проделываем с регулировкой, которая находится на суппорте. Затем отвинтите фиксатор кабеля и, потянув за кабель рукой, снова затяните фиксирующий болт. (Если вы уже выполнили эти действия при установкенового тормоза, повторять эти действия нет необходимости). Регулировка передней регулировки
    Регулировка задней регулировки
  3. Ослабляем болты, которыми машина крепится к адаптеру (для облегчения настройки можно полностью снять).
  4. Регулируем положение фиксированной (статической) и мобильной обуви. Цель этой процедуры — добиться эквидистантного положения колодок от центра паза суппорта, чтобы ротор мог соответствовать друг другу с минимальным люфтом. Чтобы отрегулировать неподвижный башмак, ослабьте стопорную гайку (если есть) и поверните болт, который регулирует его положение. Для регулировки подвижного — поверните регулятор натяжения троса на зажиме. После установки расстояния затяните фиксатор статического замка. Если для этой процедуры вы сняли машинку для стрижки, ее следует переустановить, но не затягивать крепежные болты. Нормальное положение ротора между колодками
  5. Устанавливаем правильное положение суппорта относительно тормозного диска. Для этого необходимо ослабить болты, которыми он крепится к адаптеру, чтобы он мог относительно легко перемещаться влево и вправо. Нажимаем рычаг тормоза до упора и фиксируем изолентой, проволокой, тросиком или другим подручным средством. Затем, слегка перемещая штангенциркуль рукой, прикрутите его к переходнику, попеременно затягивая болты.
  6. После выполнения вышеуказанных операций в 80% случаев ротор будет перемещаться по деке (-ам). Определяем, какой из них цепляется и регулируем расстояние регулировкой натяжения троса на суппорте (при трении о подвижный блок) или поворотом болта (при трении о статический). Пространство с обеих сторон должно быть как можно меньше, чтобы ротор не касался колодок.

Вы можете посмотреть подробный процесс настройки механических дисковых тормозов в этом видео.

Иногда после настройки механических дисковых тормозов велосипеда ротор «ударяет» по колодкам в одном (или нескольких) местах. Это говорит о том, что вы его немного покоробили. В этом случае его нужно выровнять. Это можно сделать прямо на велосипеде, не снимая ротор. Определите, где он касается подшипников, медленно поворачивая колесо. Обратите внимание, с какой стороны деформируется ротор. Затем поворачиваем этот участок так, чтобы появился доступ, и сгибаем его в направлении, противоположном точке трения. Будьте осторожны, чтобы не усугубить ситуацию. Не давите на ротор слишком сильно. Лучше всего повторить эту операцию несколько раз, постепенно увеличивая давление.

Задний дисковый тормоз

Непосредственный шинный тормоз

Устаревшая и примитивная конструкция ручного тормоза, используемая в основном на передних колесах детских самокатов и велосипедов. Установленный на руле, рычаг ручки тянет на вас стальной трос, который передает усилие при нажатии. Из-за уменьшения свободной длины кабеля оболочка кабеля сжимается и передает усилие, нажимая на фиксирующий зажим резинового башмака. Блок, расположенный радиально относительно поверхности качения передней шины, воздействует на протектор, предотвращая вращение колеса.

Преимущества:

  • При торможении немного разгружает ступицу и спицы;
  • Простая и экономичная конструкция;

Недостатки:

  • Интенсивно пользуйтесь защитой шин;
  • Эффективность и стабильность тормозного усилия сильно зависят от:
    • нормальное давление в камере,
    • однородность протектора,
    • правильность окружности колеса,
    • наличие грязи на протекторе.

По принципу влияния трения на поверхность качения колеса этот тип тормоза сравним с блокировкой педали заднего колеса самоката.

Передний дисковый тормоз

Виды

Есть 2 типа дисковых тормозов:

  • Гидравлические соединены гидравлической линией, которая заполнена специальным маслом или тормозной жидкостью. Когда гонщик нажимает на рычаг тормоза, наполнитель выталкивается из цилиндров и смещает колодку.

Положительным моментом является отсутствие люфта, минимальный контакт между различными частями велосипеда, что означает меньший износ.

Отрицательные качества гидравлического дискового тормоза — высокая цена, невозможность ремонта вне мастерской и замерзание тормозной жидкости при отрицательных температурах.

Дисковые тормоза для велосипедов

  • Элементы механического тормоза соединены тросом, который перемещается при нажатии на ручку. Тормозные колодки действуют согласно силе давления.

Этот тип тормозной системы имеет невысокую стоимость, не требует специальной ручки, может ремонтироваться в полевых условиях и не зависит от времени года, в котором она будет использоваться.

К недостаткам можно отнести постоянную необходимость осмотра и ремонта, так как имеется большое количество контактных элементов, люфт, деформация кабеля.

Дисковые тормоза для велосипедов

Реже велосипедисты используют гибридные дисковые тормоза, в состав которых входят гидравлические и механические элементы. Трос соединяет тормозной рычаг с гидравлической системой, которая отвечает за сжатие колодок.

Тормоза на велосипеде — принципы торможения

Начнем с клише. Торможение на велосипеде осуществляется за счет силы трения в двух местах: в тормозах и между шинами и дорогой.

Сначала мы поговорим о торможении при торможении, именно оно во многом определяет эффективность торможения. Отдельно остановлюсь на поведении шин на дороге.

Чтобы понять работу тормозов, вам понадобятся две простейшие формулы из курса физики 7-го класса, раздела базовой механики.

Тормозное усилие определяется по формуле F = k * N, где:

  • F — сила торможения (в данном случае сила трения);
  • k — коэффициент трения;
  • N — сила реакции.

Коэффициент трения k определяется по 3-4 параметрам:

  • Материалы контактных элементов (тормозной диск и тормозная колодка в случае дисковых тормозов) и их взаимодействие;
  • Площадь контакта тормозной колодки и диска;
  • Тормозной диск и шлифовка колодок;
  • Внешние факторы, такие как дождь или грязь, тепло от длительного торможения, износ.

Захваты могут состоять из двух движущихся частей или одной части.

N — сила реакции — это тормозная сила, действующая на суппорт, в зависимости от типа и класса тормозов. Следовательно, гидравлические тормоза обеспечивают большее усилие, чем механические тормоза. При этом однотипные тормоза могут давать очень разные усилия, все определяется конкретной реализацией.

Следовательно, есть два способа улучшить торможение: улучшить контакт колодок с дисками и / или увеличить тормозное усилие.

Вторая формула вытекает из того факта, что колесо вращается, и не сила замедляет, а момент силы. Снова простейшая формула: M = F * h, где:

  • М — момент силы;
  • F — тормозная сила (трение) из приведенной выше формулы,
  • h — сила плеча.

В случае дисковых тормозов плечо силы h является радиусом тормозного диска — ротора. Стандартные тормозные диски бывают разных диаметров (140 мм, 160 мм, 180 мм и 203 мм) и некоторых менее распространенных (170 мм, 185 мм, 200 мм и 220 мм). Увеличение диаметра диска — третий способ улучшить торможение.

Дисковые тормоза обычно адаптируются к диаметру диска с помощью переходников.

Роллерные тормоза

Роликовые тормоза (роликовые, кулачковые), по сути, являются барабанными (но не ободными), но имеют несколько иной принцип прижимания «башмаков» роликов к барабану.

Роликовые тормоза

Схематично механизм такой же, как внутренний (под башмак) кулачковый механизм барабанного тормозного барабана; или роликовая муфта муфты свободного хода вращается против основного направления вращения.

Преимущества роллерных тормозов

  • Мощный.
  • Полная независимость от пыли, грязи, воды и снега.
  • Без износа обода.
  • Возможность длительной эксплуатации без регулировок и настроек.
  • Вы можете ездить с изогнутой геометрией колес.

Недостатки роллерных тормозов

  • Большая масса.
  • Высокая цена.
  • Не может быть установлен на некоторые рамы амортизаторов.
  • при включении тормоза колесо можно повернуть назад.
  • Плохо распространен (даже в России). Отсюда сложность приобретения.

Производители и ориентировочная стоимость дисковых тормозов

Как уже говорилось выше, система дисковых тормозов делится на 2 типа — гидравлическую и механическую. У каждого типа есть свои технические характеристики, достоинства и недостатки. Именно на основе этих критериев устанавливаются цены. Конечно, важную роль играет и компания-производитель. Условно ценообразование на дисковые тормоза можно разделить на 3 части:

  1. Самыми дешевыми являются механические тормоза, которые стоят от 20 до 30 долларов. Это модели таких известных компаний, как Tektro Novela, Tektro Aquila, Sshimano (AceraBR-M416-R). Укомплектованы они исключительно ротором.
  2. Средняя цена на тормоза колеблется от 30 до 100 долларов. Это гидравлические модели от HAYES, Tektro Draco, Shimano, XLC, Magura и Avid Elixir. Доступны с ротором или без него.
  3. Самые дорогие и элитные гидравлические тормоза стоят от 100 до 525 долларов. Их производят некоторые из вышеперечисленных компаний и «Формула», «SRAM».
Компания-производитель Тип вождения Стоимость за штуку, руб
CLARK`S 2P / 160R водопроводчик 6000
CMD-8 механик 2500
CMD-11R -//- 2100
Скелет SX (комплект) водопроводчик 13000
TEKTRO GEMINI -//- 4800
DRACO2 -//- 4750
Auriga Pro HD-M700 -//- 8300
Жадный BB7 механик 5800
Shimano XTR BR-M965 водопроводчик 6700
Deore M535 -//- 5000

Дисковые тормоза незаменимы при агрессивной езде. В городских условиях их использование бесполезно, не стоит переплачивать и устанавливать на обычные городские байки. В крайнем случае, если выбор пал на них, стоит купить их механический вариант. Если большинство ваших велосипедных дорожек проходят по пересеченной местности, не волнуйтесь. Обязательно стоит покупать гидравлические дисковые тормоза. Их стоимость компенсируется безопасностью вождения.

Принцип работы дисковых тормозов

Принцип работы гидравлических тормозов существенно отличается от механических изделий. Импульс от ручки идет на колодки не с помощью троса, а за счет давления тормозной жидкости или минерального масла. При нажатии на ручку эта жидкость подвергается давлению, в результате чего поршни выталкиваются наружу и воздействуют на колодки.

Система имеет ротор, и чем больше его диаметр, тем эффективнее торможение. Роторы крепятся к ступице колеса (в основном слева). Через металлический трос или герметичную гидравлическую линию на суппорт воздействует импульс, который впоследствии уменьшает колодки. Затем между ними застревает диск, что приводит к торможению.

Механические тормозные диски имеют те же функции, что и стандартные ободные тормоза. В обоих случаях между захватом и ручкой протягивается трос. Как только велосипедист нажимает на нее, трос перемещается и приводит в действие рычаг и, в свою очередь, подшипники.

Несмотря на такие различия в принципе действия, дисковые тормоза любого типа монтируются одинаково: сам диск находится на ступице колеса, суппорт — на вилке. Часто тормозные диски изготавливаются из стали, а колодки, которые трутся о них, — из композитного материала.

Гидравлический дисковый тормоз

Гидравлические тормоза остановки двухколесного транспортного средства пропускают тормозную жидкость по гидравлической магистрали. Как и в случае с механическими моделями, здесь торможение осуществляется по тросу.

Если говорить о преимуществах дисковых систем перед существующими аналогами, стоит отметить простоту их использования. Благодаря тому, что они установлены недалеко от центра колеса, при движении тормоза практически не забиваются. В отличие от моделей с ободом, дисковые тормоза позволяют водителю плавно регулировать тормозное усилие. Как показывает практика, дисковые тормозные системы редко выходят из строя и не требуют обслуживания. Они также не влияют на скорость износа обода.

Пример установки дискового тормоза, переднего и заднего переключателя передач велосипеда вы можете увидеть на видео:

Как и другие компоненты транспортного средства, системы тормозных дисков, помимо преимуществ, имеют и недостатки. Здесь можно заметить большие финансовые затраты во время обслуживания. Несмотря на то, что дисковые тормозные системы отличаются долгим сроком службы, в случае неисправности потребуются значительные средства на ее устранение. Надо сказать о весе дисковых тормозов. Во многих дисциплинах этот показатель имеет большое значение.

Что желательно сделать перед регулировкой тормозов

При необходимости регулировки дисковых тормозов, которые уже некоторое время эксплуатируются, перед проведением регулировки желательно провести следующие подготовительные работы:

Проверить ротор

Первым делом откручиваем тормозной ротор от ступицы и проверяем деформацию. Это можно сделать, поместив его на плоскую поверхность (стекло, зеркало и т.д.) и осмотрев. Если ротор болтается, его следует выровнять перед регулировкой дисковых тормозов. Если деформация незначительная, это можно сделать при регулировке тормозов.

Проверить колодки

Снимаем тормозные колодки. Для этого находим на суппорте удлинитель и каждую колодку поворачиваем по очереди за язычок. Если все сделать правильно, разобрать их не составит труда. Далее проводим визуальный осмотр поверхности на предмет сколов. В случае серьезного повреждения или износа колодку необходимо заменить.

Новые и изношенные тормозные колодки

Проверить состояние тросиков и рубашек

Этот предмет предназначен только для механики. Перед регулировкой механических дисковых тормозов на вашем велосипеде следует внимательно проверить состояние тросов и звеньев. Если кабель поврежден, то есть если он запутался, наблюдаются отдельные оборванные волокна, то его следует в обязательном порядке заменить. Неважно, меняется трос или нет, его необходимо смазать перед регулировкой тормоза. Также осматриваем оболочку кабеля. Если видны трещины или разрывы, их лучше заменить.

Изношенный кабель

Проверить состояние гидролинии на предмет утечек

Этот предмет предназначен только для сантехники. Перед регулировкой гидравлических дисковых тормозов велосипеда осмотрите тормозной шланг на предмет повреждений (рекомендуется заменить его, даже если повреждение незначительное), а также проверьте наличие утечек масла / тормозной жидкости в соединениях гидравлической системы на уровне суппорта и главный цилиндр. Еще одно место, где тормозная жидкость может отравиться, — это шток, идущий от тормозного рычага к поршню (если манжеты протекают). Что ж, после снятия тормозных колодок проверьте, нет ли протечек на суппорте.

Удалить грязь и масло с тормозных колодок и ротора

Во время педалирования со временем грязь и масло накапливаются на роторе и тормозных колодках, что снижает эффективность торможения дисковой механики или гидравлики. Поэтому перед регулировкой дисковых тормозов снимите их с этих поверхностей. Для этого можно использовать мелкую наждачную бумагу. Снимите ротор с колеса и очистите поверхность с обеих сторон круговыми движениями. Точно такую ​​же операцию проделываем с подушечками (конечно, с одной стороны). Не усердствуйте, просто удалите тонкий слой. После завершения этой процедуры старайтесь не касаться колодок и ротора руками или масляными предметами.

Снимите ротор для очистки

Проверить правильность установки колеса

Определите, правильно ли установлено колесо. Он должен быть четко перпендикулярен земле, без наклона в сторону. Для этого наденьте велосипед на колеса, ослабьте эксцентрик и, нажимая рукой на седло (удерживая велосипед ровно), затяните эксцентрик.

Основные признаки неисправностей велосипедных тормозов

Если вы изучили информацию о том, как регулировать тормоза на велосипеде, вы также должны понимать признаки, указывающие на отказ его тормозной системы.

Регулировка тормозных систем велосипедов осуществляется при покупке нового велосипеда, а также по истечении периода обкатки

Регулировка тормозных систем велосипедов осуществляется при покупке нового велосипеда, а также по истечении периода обкатки

Это включает:

  1. Появление необычных звуков при движении, а именно ударов, свистов, скрипов. Это говорит о том, что у автомобиля проблемы с колодками или с самим тормозом.
  2. Плохая реакция тормозов велосипеда на усилие, прилагаемое велосипедистом к тормозному рычагу. В этом случае можно диагностировать неисправность гидросистемы велосипеда или тормозного троса.
  3. Наличие визуально заметных механических повреждений, т.е следов удара после падения. В этом случае тормоза будут работать, но их необходимо будет дополнительно отрегулировать.

Внимание! Регулировка тормозных систем велосипедов осуществляется при покупке нового велосипеда, а также по истечении периода обкатки.

Такую процедуру нужно выполнять и тогда, когда машина не использовалась более месяца, особенно в холодное время года.

Профилактическое обслуживание других систем и механизмов велосипеда производится при регулировке тормозов

Профилактическое обслуживание других систем и механизмов велосипеда производится при регулировке тормозов

Чтобы понять, как отрегулировать тормоза на велосипеде, необходимо знать основные операции, которые выполняются во время этой операции. Обычно для регулировки всех типов тормозов требуются следующие операции:

  1. Выбор наилучшего способа позиционирования колодок относительно обода или аналогичная регулировка диска или барабана.
  2. Отлаживайте их планы работы.
  3. Подбор оптимального усилия на рабочие органы, размещенные на рулевом колесе. Обычно это тормозная ручка, с помощью которой усилие передается на рабочие элементы тормозной системы. Эта сила может передаваться на задний тормоз через педали велосипеда.

При регулировке тормозов проводится профилактическое обслуживание других систем и механизмов велосипеда, например, необходимо будет проверить правильность геометрии обода. Если вы выявите наличие на нем восьмерки, ее нужно будет подкорректировать, чтобы блок не стирал границу.

При установке тормозов всегда помните, что знание того, как регулировать задние тормоза на велосипеде, совсем не то же самое, что знать, как регулировать передние тормоза на велосипеде. Обычно тормозные системы, расположенные спереди и сзади велосипеда, сильно отличаются друг от друга, поэтому к ним нужно подходить по-разному.

Причины посторонних звуков дисковых тормозов

Довольно часто велосипедисты сталкиваются с проблемой скрипа дисковых тормозов. Многие люди сразу же идут в магазин, чтобы решить проблему. Вы можете поставить себе диагноз и решить, с чем это может быть связано:

  1. Самая частая причина — основа, из которой сделаны колодки, то есть дешевый и некачественный материал. Важно немедленно заменить колодки на новые, так как они могут повредить поверхность ротора. Однако не стоит сразу винить колодки, так как колодки могут быть несовместимы с вашими тормозами.
  2. Скрип может возникнуть с новыми подшипниками, которые еще не использовались. Это связано с тем, что на поверхности пэда имеется грязный слой, который издает неприятный звук. Необходимо подождать несколько дней и дождаться, пока электроды натерутся. Если проблема не исчезнет, ​​необходимо заменить колодки на другие.
  3. При износе колодок металлическая пластина начинает контактировать с ротором. Требуется замена колодок.

Совет: покупайте колодки только в специализированных веломагазинах!

Оцените статью
Блог про велосипеды