Международная федерация велоспорта: Мировой тур и виды дисциплин

Что такое велосипедная дисциплина

Велосипедные дисциплины
По сути, дисциплина — это соревновательная категория со своими правилами и условиями. Дисциплина может ограничивать категорию велосипедов, используемых правилами, или делать это косвенно, заставляя использовать велосипеды определенной геометрии и расположения для получения желаемых результатов.

Международные дисциплины определены и установлены Международным союзом велосипедистов (UCI), базирующимся в Швейцарии. Соревнования внутри страны регулируются соответствующими национальными организациями. Например, в России эту функцию выполняет Федерация велоспорта России, в Украине — Федерация велоспорта Украины».

Разновидности велосипедных дисциплин

Сразу констатируем, что виды велосипедов и виды соревновательных дисциплин — это разные вещи. Один и тот же тип велосипеда можно использовать в разных видах соревнований.

Мы также сразу же определим некоторые из часто встречающихся определений:

  • Mountain bike — горный велосипед;
  • Хардтейл (HardTail) — буквально «жесткий хвост». Шасси без заднего амортизатора;
  • Жесткая вилка — вилка без амортизирующих свойств;
  • Слик-шина (Slick — гладкая) — шина практически без протектора. Что в ущерб сцеплению с дорожным покрытием способствует максимальному крену байка;
  • Full Suspension — байк с двумя амортизирующими подвесками, вилкой и амортизатором;
  • Путь — буквально «путь». Велосипедная дорожка. Может быть, как непрерывная дикая тропа в горах или как специально подготовленный искусственный спуск с различными препятствиями.

Основная путаница связана с горными велосипедами, так как горные велосипеды называют именами всего, что не является дорожным велосипедом и не является городским вариантом. Поэтому львиная доля в различных соревнованиях принадлежит горным дисциплинам, и мы остановимся на них.

Далее мы рассмотрим, что такое велосипедные дисциплины и в чем их основные отличия.

Дорожные и трековые дисциплины

Поскольку основных видов дисциплин на дороге и на треке немного, мы с ними сразу разберемся.

Шоссейные

Дорожная гонка
Гонки на шоссейных велосипедах проводятся исключительно на трассах. Дорожные «машины» не имеют амортизирующей подвески и максимально легкие. Легкость и жесткость таких велосипедов позволяют развивать высокую скорость. Но они не могут похвастаться прочностью, так как при сборке используются самые тонкие и легкие элементы конструкции. Да, им это не нужно, в пределах трассы имеет значение только скорость.

Шоссейные гонки делятся на несколько подвидов со своими правилами и условиями. Среди них: индивидуальный и групповой бег входят в олимпийские дисциплины. В первом гонщики стартуют по одному с определенным интервалом, во втором — общий старт. Основная задача — преодолеть определенное расстояние в кратчайшие сроки.

Такие соревнования, как критерий, многодневная гонка, командная гонка, парная гонка, восхождение на холм, не включены в олимпийские соревнования и имеют несколько более разнообразные правила.

Дисциплина в трех словах

  • Тип велосипеда: дорожный;
  • Конструкция: хардтейл с жесткой вилкой (недемпфирующий;
  • Диаметр колеса: 28 дюймов (или 700C ETRTO, 622 мм), гладкая шина;
  • Используемый рельеф: шоссе.

Трековые

Гонка на треке
Велоспорт на треке похож как на тип гонок, так и на используемые велосипеды с шоссейными велосипедами. Только в этом случае заезды проходят на специальных круговых (овальных) трассах — велодроме, как открытых, так и закрытых (закрытых). Трассы свободны от препятствий и имеют уклон под определенным углом к ​​центру круга. Поскольку гусеницы сконструированы таким образом, что отсутствуют порывы бокового ветра, часто для повышения аэродинамических свойств используются велосипедные колеса без спиц, на литых дисках с лопастями. Одно из ключевых отличий трекового велосипеда от шоссейного — это фиксированная передача (фиксированная). То есть заднее колесо не имеет свободного хода и вращается исключительно параллельно педалям. У них также более короткая колесная база. В зависимости от типа гонки количество пройденных кругов может варьироваться: одиночный, групповой или командный старт.

Гонки по треку делятся на такие типы, как: спринт, командный спринт, гонка по очкам, выбывание, Omnium, Git, Scratch, индивидуальная погоня, командная погоня, Кейрин, Мэдисон.

Дисциплина в трех словах

  • Тип велосипеда: трек;
  • Конструкция: хардтейл с жесткой вилкой;
  • Диаметр колеса: 28 дюймов (или 700 по системе ETRTO, 622 мм), скользкая шина;
  • Используемый ландшафт: специально подготовленные внутренние кольцевые дорожки с бетонными или деревянными дорожками.

Велокросс или Циклокрос

Велокросс гонки
Циклокросс или велокросс — это нечто среднее между шоссейными гонками и горными дисциплинами на грунте. Задача велокроссового велосипеда — совместить в себе способность преодолевать оба типа дорожного покрытия. Для этого он оснащается более широкими внедорожными шинами, немного измененной геометрией рамы и консольными или дисковыми тормозами. Что увеличивает общий вес конструкции. Он проигрывает в легкости конструкции, а значит и в скорости, и на трассе, но имеет возможность успешно ездить по земле и даже преодолевать различные препятствия.

Велосипеды из гравия также используются в этой дисциплине. По сути, он ничем не отличается от велокроссового велосипеда.

Трасса велокросса может включать как дорожные дорожки, так и лесные участки с различными препятствиями, как естественными, так и искусственными.

Виды гонок, включенные в категорию велокросса: групповая гонка, гонка с индивидуальным стартом.

Дисциплина в трех словах

  • Тип велосипеда: велокросс, гравийный велосипед;
  • Конструкция: хардтейл с жесткой вилкой;
  • Колеса: 28 дюймов (622х33… 35 мм), внедорожная «зубчатая» резина;
  • Используемый рельеф: шоссе и бездорожье с грунтовым покрытием.

Далее следует дисциплина катания на горных велосипедах. Невозможно будет выполнить определенный порядок дисциплин по маунтинбайку. Поэтому позволим себе субъективно разделить их на две категории: каскадерские гонки и только чемпионские гонки. А среди тех, кто «за чемпионство», мы будем двигаться вперед по мере увеличения количества пробегов дисквалификаций.

Пойдем. Давайте сначала взглянем на дисциплины макияжа.

Трюковые дисциплины

Есть две основные категории читов.

BMX

BMX
BMX Discipline (Велосипед MotoXtreme). Большая категория с различными видами экстремальных соревнований, которые отличаются не только правилами, но и системой, количеством трюков и цифр на сайте соревнований. Эта дисциплина отличается тем, что все соревнования основаны только на уровне выполняемых трюков и их зрелищности, а не на соревнованиях между участниками. Единственное исключение — один из самых первых видов соревнований BMX: гонки BMX. Это гонка без трюков.

Велосипеды BMX были созданы как уменьшенные тренировочные версии велосипеда для бездорожья. Позже они превратились в полноценный вид спорта с отдельными соревнованиями, со своими разновидностями трюков и препятствий на трассе.

Велосипеды BMX отличаются малой рамой и размером колес, одной передачей (не фиксированной), ободными тормозами или без ободных тормозов, хардтейл-рамой с жесткой вилкой. Рамы рассчитаны на более высокие нагрузки и с максимальным сечением крепления. Все это для того, чтобы байк был максимально прочным и управляемым, а с учетом усиленной рамы оставался достаточно легким.

Есть много гонок BMX. Перечислим основные, некоторые из которых входят в олимпийские виды спорта.

В олимпийские дисциплины входят:

  • Гонки (BMX racing) — 8 спортсменов стартуют с трамплина и должны как можно быстрее преодолеть извилистую трассу с различными ухабами. Первые 4 переходят к следующему этапу;
  • Грязь (BMX Dirt), дерт-джампинг (Dirt Jump) — гонки проходят на грунтовых площадках. Спортсмен должен, прыгая с разной высоты прыжков с земли, выполнять наиболее зрелищные и технически правильные трюки. Так зарабатываются баллы.
  • Парк (BMX Park) — соревнования, в которых спортсмены соревнуются на специальных искусственных трассах (скейт-парках). Внутри парка много разных препятствий, таких как: старты, перила, трамплины и другие.

Хафпайп BMX

Другие виды гонок:

  • Улица, по сути, такая же, как в парке BMX, только тренировки проходят на городских улицах с использованием ступеней, перил, перил, деревьев, стен и других элементов городского планирования, которые соединяются вместе. На соревнованиях эти элементы имитируются в парке. В движении BMX это самая популярная гонка;
  • Флатленд — это своего рода «танец на велосипеде», похожий на хип-хоп. Трюки выполняются на ровной поверхности и основаны на разных вариантах баланса, не касаясь земли ногами;
  • Верт (верт, вертикаль, пайп, хафпайп) — трюки в «хаф-пайпе». Все это происходит на специальной П-образной рампе высотой около 4 метров. В котором, скатываясь в одну сторону, всадник вылетает в другую и в обратном порядке. А во время вылетов выполняет различные элементы. Пандусы могут быть ниже, примерно 2 метра, для тренировок, а могут быть выше — примерно 5 метров.

Дисциплина в трех словах

  • Тип велосипеда: BMX;
  • Конструкция: низкий и короткий хардтейл с жесткой вилкой;
  • Колеса: 16-20 дюймов, широкие слик или полуслики;
  • Используемый ландшафт: асфальтированные или немощеные участки с множеством искусственных фигур или грунтовых прыжков.

Триал

Попробуйте Velo
Последняя версия соревнований в нашем списке проводится на полностью жестком велосипеде. Триал, велотриал, заключается в преодолении трассы с совершенно немыслимыми препятствиями разной высоты и конструкции. И в этом случае препятствия нужно не преодолевать, как раньше, а использовать как «неровности» для дальнейшего движения по трассе. Делайте что хотите, но не касайтесь ногами поверхности дорожки и поверхности фигур. Выбраться можно любым способом: запрыгнуть на одно колесо, прыгнуть на другое колесо, крутиться, подтягиваться педалями на препятствии.

Как и в случае с гонками BMX, триальные велосипеды были созданы для обучения молодых будущих гонщиков. В результате этот вид велоспорта стал отдельной дисциплиной.

Отличительная черта велосипедов этой категории: максимально низкая рама с длинным передним треугольником и коротким задним, маленькие колеса диаметром 20-24 дюйма, длинный вынос, прочность ради легкости, часто без лишнего седла и мощных тормозов.

Дисциплина в трех словах

  • Тип велосипеда: триальный;
  • Конструкция: длинный низкий хардтейл с жесткой вилкой, длинным выносом и без седла;
  • Колеса: 20 — 26 дюймов, широкие слик или полуслики;
  • Используемый рельеф: препятствия разной высоты любой сложности, на любой местности, чаще всего в городских условиях.

Дерт джампинг

Грязный прыжок
Диртджампинг (Dirtjumping) — буквально прыжки по грязи. Эта дисциплина велоспорта выросла из вышеупомянутой грязи BMX. Суть соревнований та же, прыжки на искусственно созданных прыжках с земли. Их может быть сколько угодно, разной высоты и сложности. Прыгая с этих прыжков, велосипедист должен выполнять заранее подготовленные трюки. Чем техничнее элементы и чем красивее они исполнены, тем выше будут оценки судей. А если элементы будут выполняться в группе из нескольких, оценки будут еще приятнее.

В отличие от дисциплины «BMX-грязь», здесь гонщики больше не ездят на небольших стальных велосипедах с жесткой вилкой, а на более крупных алюминиевых или карбоновых рамах с колесами 24 или 26 дюймов и довольно амортизирующей вилкой со средним ходом 90–120 мм в зависимости от соревнований и высоты прыжков ход вилки может достигать 160 мм. Трансмиссия по-прежнему ограничена одной скоростью, а тормоз часто один — задний.

Дисциплина в трех словах

  • Тип велосипеда: горный велосипед dert;
  • Конструкция: Хардтейл с подвесной вилкой с ходом от 90 до 160 мм;
  • Колеса: 24 — 26 дюймов, внедорожная «зубчатая» резина;
  • Используемый ландшафт: грунтовые участки с множеством искусственных грунтовых прыжков.
Оцените статью
Блог про велосипеды